Тельфер: конструктивное исполнение, назначение и разновидности
В производственных процессах, строительстве или операциях по погрузке не обойтись без применения спецтехники и такого приспособления, как тельфер.
При этом он может использоваться даже самостоятельно, хотя и доступен в комплектации с разными грузоподъёмными механизмами: кран-балками, подъёмниками. Применение цепного тельфера упрощает выполнение работ по перемещению грузов на определённые расстояния, в принципе позволяет осуществлять такие операции.
Особенности конструкции
Тельфер – это специальное приспособление, которое широко применяется в работах по погрузке. Конструкция состоит из нескольких элементов:
- электропривод;
- редуктор. Обычно используется цилиндрического или планетарного типа;
- барабан (если в процессе работы применяются канаты) или звёздочки (если используются цепи);
- тормоз;
- крюк и грузозахватный элемент.
Важно: безопасность в эксплуатации электротали – один из основных параметров. Для его обеспечения устройство оснащено разными механизмами защиты, к примеру, тормозом встроенного и внешнего расположения (в этом случае применим колодочный тип). Первый срабатывает при отсутствии электрического питания или скачке напряжения. Колодочные внешние тормозные системы предназначены для усиления безопасности эксплуатации тельфера. Также в конструкции предусмотрено наличие концевых выключателей. Они позволяют установить движение груза на предельно высоком или низком его положении.
Основные разновидности
Тельферы различаются на одно- и двухскоростные. Первые работают на стабильном ускорении, вторые позволяют регулировать данный параметр. Двухскоростные механизмы оснащены микроприводом, имеют функцию выполнения операций по подъёму или спуску груза на небольшой скорости. Это необходимо, если требуется точная доставка в определённое место.
По принципу исполнения тельферы бывают стационарные и передвижные. Первые в процессе работы располагаются на специальных опорах прямо на земле или крепятся сверху (посредством крюка, петель). Передвижные модели монтируются на тележке, а она, в свою очередь, движется по монорельсу.
Стационарные виды тельферов рассчитаны на движение груза по вертикали. Передвижные функционируют и в горизонтальной плоскости. Работать тельферы могут от приводов (ручного или электро). Также есть модели и без него. Если применяется электропривод, то тележка способна функционировать на нескольких скоростях (обычно 2).
Важно: управление тельфером осуществляет оператор через специальный пульт, который соединяется с устройством посредством длинного провода. Электропитание подаётся через кабель или может применяться троллейный привод.
Также различаются механизмы по особенностям подъёмного элемента. Согласно данному принципу, они бывают канатные или цепные. Первые оснащаются барабаном, в нём есть место под намотки вала. Также в нём имеются подшипники, обеспечивающие качение устройства. Они расположены в редукторе. Для выполнения корректной намотки верёвки и последующей размотки используется специальное приспособление-укладчик. Состоит оно из направляющего элемента и прижимного кольца из стали. Ещё данное устройство для укладывания канатов оснащено рычажной системой, которая отвечает за возможность переключения выключателей.
Цепные типы тельферов характеризуются тем, что в качестве подъёмного элемента используется калиброванная цепь, изготовленная в виде круглых звеньев. Их может быть даже 2, способных обеспечивать синхронную подачу груза. Расстояние от одного крюка к другому возможно менять, если этого требуют габариты переправляемого предмета. В частности, цепные виды удобны при перемещении длинномерных грузов. Ось барабана бывает расположенной поперёк или вдоль относительно направления, по которому движется тельфер.
Важно: механизмы широко используются в разных эксплуатационных условиях. Ввиду этого производятся в нескольких исполнениях, определяющих область их применения: пожаро- и взрывоустойчивые, влаго- и пылезащищённые, общепромышленные, для разного климата, морского в том числе. Применять их можно в температурном диапазоне от -40 до +40 градусов по Цельсию и влажности не выше 80% как внутри помещений, так и под навесами, защищающими механизм от влияния погодных факторов.