Виды неисправностей генераторов и их признаки

Дизельные электростанции (ДЭС) представляют собой довольно надежное оборудование, способное обеспечить автономное или аварийное энергоснабжение частных домов, строительных площадок, объектов социальной коммунальной сферы (школ, больниц, насосных станций, водоочистных сооружений), небольших поселков и даже крупных промышленных предприятий.

Несмотря на это даже такие генераторы подвержены поломкам в результате износа отдельных деталей, нарушения правил эксплуатации, применения низкокачественного топлива и по другим причинам. Конструкция генераторов практически не зависит от мощности, поэтому принципы диагностики, обслуживания и ремонта, а также признаки и способы обнаружения поломок практически одинаковы и для бытовых моделей мощностью 5-9 кВт и для высокопроизводительных ДЭС 500 кВт и более.

Учитывая специфику эксплуатации, выход из строя такого оборудования может привести не только к временным неудобствам потребителей, но и к более серьезным последствиям: серьезным финансовым потерям при обесточивании производственных предприятий и даже к гибели людей в случае прекращения подачи электроэнергии в удаленные от цивилизации вахтенные поселки или медицинские учреждения. В связи с этим нужно постоянно контролировать техническое состояние агрегатов, регулярно проводить техническое обслуживание, а в случае обнаружения нарушений в работе или неисправностей незамедлительно выполнять ремонтные работы.

Профилактические работы

Регулярное профилактическое обслуживание существенно снижает риск выхода оборудования из строя, способствует продлению срока службы генератора, а также позволяет выявить потенциальные проблемы на ранней стадии, когда их решение еще не отнимет много времени и не потребует крупных финансовых вложений. В стандартный перечень работ, выполняемых в процессе профилактики, входят такие операции:

  • Визуальный осмотр генератора для обнаружения механических повреждений (вмятин, трещин или других).
  • Измерение уровня масла и его долив, а также проверка пропускной способности маслопровода, при необходимости, его очистка или замена.
  • Зачистка контактов свечей зажигания.
  • Очистка системы масляных и топливных фильтров или их замена в случае износа.
  • Проверка целостности топливопровода и его замена при обнаружении повреждений или следов топлива на поверхности.

При обнаружении износа отдельных элементов выполняется их замена.

Основные виды неисправностей и их признаки

Ремонт электростанций в большинстве случаев выполняют квалифицированные специалисты, однако провести предварительную диагностику и определить причину проблемы можно и самостоятельно. О нарушениях в работе оборудования могут свидетельствовать ряд внешних признаков.

Генератор не запускается

Причин у такой проблемы может быть несколько:

  • Недостаточный уровень или загрязненность топлива. Такую проблему можно решить самостоятельно, долив топливо до нужного уровня в первом случае или выполнив его замену во втором.
  • Снижение компрессии в результате износа уплотнителей в цилиндре и утраты герметичности. В этом случае потребуется помощь специалиста и приобретение новых уплотнительных колец для замены.
  • Повреждение проводки или недостаточный заряд аккумулятора. Вероятность такой причины можно определить и собственными силами, используя мультиметр.
  • Попадание воздуха в систему подачи топлива – нужно проверить герметичность топливопровода и мест присоединения.
  • Поломка стартера – проблема решается его заменой.

Также зачастую такая «неисправность» наблюдается при эксплуатации генератора в условиях низких температур и повышения плотности «летней» марки топлива.

Нет напряжения

Обычно причины такой проблемы довольно просты и устраняются без привлечения сторонних мастеров. Наиболее часто напряжение пропадает при окислении контактов (нужно зачистить их при помощи мелкозернистой наждачной бумаги), при подключении чрезмерно большого количества потребителей (стоит попробовать отключить часть приборов), перегорании предохранителя (достаточно его заменить) или поломке удлинителя.

ДЭС начинает работать и глохнет

Чаще всего причина проблемы кроется в низком качестве топлива, в результате чего загрязняются форсунки, а также попадании в него воздуха – во втором случае нужно полностью слить дизель, высушить бак и залить горючее заново.

Масло расходуется свыше нормы

Такая проблема обычно свидетельствует о разгерметизации системы в результате протечки маслопровода или ослабления мест его присоединения. В более сложных случаях перерасход вызывает поломка цилиндра или износ уплотняющих колец поршней.

Нехарактерный звук работы двигателя

«Стук» двигателя обычно свидетельствует о достаточно серьезных проблемах: выходе из строя распредвала, подшипника, цилиндра или других деталей. При обнаружении такой проблемы лучше обратиться к специалисту, так как без достаточной квалификации разобраться, а уж тем более исправить неполадку будет очень сложно.

Изменение цвета выхлопных газов

Белый, голубой или черный выхлоп чаще всего говорит о неправильно подобранной марке или низком качестве масла. Реже к изменению цвета приводят ошибки, допущенные в процессе регулировки системы впрыска или зазоров клапанов.

25.12.2021